В алтайском театре кукол «Сказка» питерский режиссер, студент института сценических искусств Роман Бокланов ставит документальный спектакль Online об интернете. В Барнаул его пригласили после прошлогодней лаборатории в «куклах». Постановка будет идти в прямом эфире в социальных сетях, а зрители смогут переписываться во время показа с главной героиней. Почему в спектакле звучит песня Бузовой и нужен ли мат на сцене — в интервью altapress.ru.
Главное — участие
— Роман, в нашем городе вы третий студент, который за последний год готовит постановку для театра. Бениамин Коц поставил «Мой папа — Питер Пэн» в Молодежном театре Алтая, Рача Махатаев — «Кроткую» в театре драмы. Приглашение молодых режиссеров — новая тенденция или давно принятая практика?
— Это давно практикуется. Лаборатории организуют для молодых режиссеров, выпускающихся студентов, которые не знают, куда податься, что им делать. Мы, учащиеся, везде отправляем свои заявки. Мне кажется, что это удобный формат: театр знакомится с режиссером, а он — с актерами.
— Что важнее в лаборатории — просто принять участие или создать спектакль, который будет идти на сцене равноправно с другими постановками?
— Дух соревнования — это, конечно, хорошо, но для меня не так важно. Для меня важен сам эксперимент. Я всегда стараюсь участвовать в лабораториях с каким-то необычным материалом. Мне хочется рисковать.
— Кому интересны такие лаборатории?
— Думаю, в первую очередь это выгодно театрам. К ним приезжают несколько режиссеров, показывают эскизы, и театр может выбрать что-то из предложенного. Обычно режиссеров приглашают вслепую, что получится — то получится. А в этом формате можно посмотреть эскиз и понять мысль режиссера, оценить перспективу постановки.
Этим летом лаборатория в БТК (Большой театр кукол в Санкт-Петербурге) собрала 8 режиссеров, и все их эскизы взяли для разработки в репертуар.
— А бывает ли, что после таких лабораторий студентов зовут работать к себе?
— Да, бывает и такое. Например, Дмитрий Шишанов, который работает сейчас в Курганском театре кукол главрежем. Насколько я знаю, дирекция видела его «лабораторные» работы и пригласила к себе. Он студент 4-го курса заочного обучения.
Отрывают с руками
— Правда ли, что режиссер и актер кукольного театра сегодня достаточно дефицитная профессия?
— Да, особенно парни-актеры, в них недостаток был всегда.
Во-первых, сейчас мало кто знает, что есть современный театр кукол, который ставит спектакли на актуальные темы. Какое-то время в театре кукол был определенный застой, не происходило ничего нового, боялись экспериментировать, все делали по-старому — потому что так было удобно. Ничего плохого не делаем, и хорошо.
Поэтому абитуриенты не стремятся подавать на кукольный факультет, им страшно, они думают, что это театр за ширмой, их не будет видно, придется всю жизнь прятаться, и никаких тебе актерских перспектив.
Хотя в Питере у нашего мастера (Руслана Кудашова, главного режиссера Большого театра кукол, обладателя премии «Золотая маска». — Прим. ред.) таких проблем не было никогда. У Кудашова всегда большой конкурс, потому что он достаточно известная личность в узком театральном кругу. Он ставит спектакли на современные темы, с ним хочется работать.
Хорошо, что многие театральные школы сейчас идут по тому же пути. Вот мастерская Эльмиры Куриленко в Новосибирске, например. Она проделывает очень большую, сложную работу.
Молодым режиссерам иногда бывает трудно в провинциальных театрах, иногда там нужно проявлять жесткость. Потому что многие, особенно старшее поколение, обязательно начнет говорить, что делать по-новому нельзя, это плохо, мы падаем вниз, нельзя ошибаться. Хотя ошибаться можно и даже нужно. Только так ты сможешь найти что-то истинное.
— А что подразумевается под новым?
— Границы понятия размыты. Для одного города новое — это когда актер существует наравне с куклой. В другом это может быть стандартная практика кукловождения.
Я думаю, что новое — это принцип не формы, а высказывания. Какие темы режиссер поднимает, что его волнует, о чем хочет говорить с аудиторией.
Работать приходят с улицы
— А где вообще обучают актеров-кукольников?
— В Новосибирске, Ярославле, Екатеринбурге, Питере. Режиссеров — только в Санкт-Петербурге и Москве.
— Но при этом театры кукол есть практически в каждом городе. Может ли такое небольшое количество выпускников заполнить все театры в стране?
— В некоторые театры люди и с улицы приходят. Работают там, а потом едут на заочное обучение. Но нехватка кадров, конечно, есть.
Многие приходят из драматических театров. В этом нет ничего плохого. Я видел много хороших работ, где играли непрофессиональные кукольники, а бывали и плохие спектакли, в которых играли люди с профильным образованием.
Если человек талантлив, у него есть способности и есть что сказать, то совершенно не важно, какое у него образование.
— В чем различия обучения актеров-кукловодов и драматических?
— У кукловодов база, как и у драматических, — такие же дисциплины, тренинги. Плюс дополнительные часы по освоению разных кукол — перчаточных, планшетных, гапитных, марионеток.
И водители ходят в театры
— Как пришла идея постановки Online?
— Когда меня позвали участвовать в лаборатории, я стал думать: какую тему я боюсь брать? Тема, связанная с интернетом, была та самая. Я совершенно не знал, что с ней делать, но она меня волновала.
Я постоянно вижу взрослых, которые говорят: «Вот в наше время этого ничего не было и все было прекрасно!», «Вы там зависаете, а не общаетесь» и так далее.
Мне тоже стали интересны эти вопросы. Действительно, мы деградируем или развиваемся? Мне бы хотелось, чтобы зритель ответил на них сам.