+7(3852) 50-20-90

г. Барнаул, Пушкина, 41
Режим работы кассы: пн-пт 9.00-19.00 (обед 14.00-15.00), сб 9.00-18.00, вс 9.00-18.00
   
 
   
 

Сбылась давняя мечта театра кукол «Сказка»: в его репертуаре вновь появился взрослый спектакль. Формально «Недоросль» Фонвизина предназначен аудитории 12+, но, по наблюдениям корреспондентов «АП», которым довелось посмотреть постановку до официальной премьеры, чем старше зрители, тем больше удовольствия от спектакля. Впрочем, и на приглашенных на первые показы подростков остроумное, многослойное и энергичное творение режиссера Светланы Дорожко произвело впечатление. Такое, что они на 70 минут забыли и про свои телефоны, и про то, что театр кукол – для маленьких, и про известную нелюбовь к Фонвизину на школьных уроках литературы.

Все подневольные

На сцене алые деревянные ворота, белый мяч с намалеванным лицом, фанерный конь и прочие игрушки, среди которых лежит беззаботный Митрофанушка в пижамке и кедах (его играет студент краевого колледжа культуры Вадим Ковалёв). Отправив мяч пинком за кулисы, он наряжается в рыцаря, надев на голову бумажный пакет с прорезями для глаз и размахивая игрушечным мечом. А тут и маменька Простакова со своей тирадой, обращенной к портному Тришке, обузившему Митрофанушке кафтан. Актриса Виктория Бахарева играет властную помещицу, надев даже не маску, а огромную круглую голову, благодаря которой возвышается над своими домашними. Особенно над робким мужем, который здесь – маленькая кукла-марионетка, озвученная тонким голоском. Еще у Простаковой длинная ручища, которой она дает затрещины «мошеннику Тришке». Тот является на сцену сразу в трех лицах (три актера в одинаковых белых масках с красными стегаными бородами) и символизирует, кажется, всех угнетенных и подневольных, лишенных индивидуальности и вообще какой-либо личности. Впрочем, множатся в спектакле не только крепостные: чиновник Правдин, инкогнито объезжающий округ с инспекцией и намеренный положить конец самодурству Простаковой, вдруг пугающе раздваивается. Он здесь человек-фуражка, человек – серая шинель (лиц актеров Дмитрия Капустина и Виталия Санарова мы не видим из-за козырьков, надвинутых буквально до подбородка) и говорит как робот. Он вроде бы на стороне добра, но есть в нем что-то неприятное.

Смысловые слои

Художница Светлана Рыбина предложила решить пьесу, написанную в конце XVIII века, в духе русского авангарда начала века двадцатого. Функциональность конструктивизма сочетается со свойственными супрематизму Малевича яркими цветами и простой геометрией форм: белый шар, красный треугольник. Такое оформление уже задает спектаклю многослойность, несвойственную комедии Фонвизина. Следующий смысловой слой привносит музыкальное оформление. В инструментальных фрагментах вдруг с изумлением опознаешь классику русского рока – «Кипелова», «Ногу свело!», Агузарову и «Наутилус Помпилиус». А обрамляет действо нежная русская песня – единственное, что осталось в спектакле от нянюшки Еремеевны. И если вначале она звучит как обещание всего самого лучшего для изнеженного Митрофанушки, то в конце – как пожелание абсолютно несбыточное. Режиссер лихо играет с текстом, обнажая весь его юмор, скрытый от сегодняшнего читателя под глыбами архаичного стиля. Если честный дворянин Стародум получился у Фонвизина скучным резонером, то почему бы артисту Юрию Антипенкову не сыграть его этакой древнеримской мраморной статуей в лавровом венке? С непременной русской бородой, разумеется. А раз уж помещик Скотинин так помешан на свиньях, то пускай обнаруживает на спинке своего кафтана поросячий хвостик, а на розовом кивере – свиное рыло (Скотинина обаятельно играет Александр Сизиков). Офицер Милон (актер Кирилл Груздев), то и дело замирающий в картинных позах, и вовсе похож то ли на солдата, то ли на бойца ОМОНа – словом, силовик.

Стоит беречь

Эти маленькие смещения акцентов то и дело выбивают почву из-под ног у зрителя, лишая происходящие события очевидности. Так что развязка, в которой зло в лице фурии Простаковой жестоко повержено, кажется неожиданно щемящей, а слова Митрофанушки: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – вдруг не на шутку ранят. Но лучший момент – когда в эпилоге артисты снимают свои причудливые маски, мы видим человеческие лица, а с ними и надежду, что все, что кажется архетипическим и вечным в «Недоросле», когда-нибудь уйдет в небытие.

– Я никогда не была в Барнауле. И не ждала какого-то события, я ждала серьезной, подробной работы. Но как сложился актерский состав – большая удача для этого спектакля, – призналась на худсовете режиссер Светлана Дорожко. – Это был большой риск – ставить этот спектакль в неизвестном театре. Но раз уж нам дали волю с таким художественным решением, то грех было не воспользоваться! И – о чудо – совпали обстоятельства и артисты.

Она отметила восхитительную Викторию Бахареву, вернувшегося в театр кукол Юрия Антипенкова, Скотинина – Сизикова, Нину Позднякову, играющую сразу три роли – Простакова, третьего Тришку и Вральмана. И попросила театр обязательно сохранить этот идеальный состав, а артистов, довольных первыми показами, беречь спектакль.

Любовь Карпова

Источник: Алтайская правда 

© 2018 - 2022 Алтайский Государственный Театр Кукол «СКАЗКА». Все права защищены.