В театре кукол "Сказка" со студентами направления "Медиакоммуникации" "Алтайского филиала РАНХиГС" прошла интенсив-сессия по написанию рецензий.
Мини-курс состоял из четырех блоков. Сначала студенты узнали, как и зачем сегодня пишут рецензии, затем посмотрели два спектакля — "Евгений Онегин" и "Рассказ собаки". После прошли занятия с обсуждением спектаклей и с разбором написанных рецензий.
Предлагаем вам прочитать одну из них.
Студентка 1 курса Екатерина Фиденева написала рецензию "Кто заслуживает рай?" на спектакль "Рассказ собаки" по произведению Марка Твена.
Также театр кукол и кафедра медиа РАНХиГС договорились о дальнейшем плодотворном сотрудничестве — уверены, что впереди нас ждут много интересных совместных проектов
Кто заслуживает рай?
Холодный осенний вечер. Театр кукол «Сказка». Зрители выходят из зала, только что посмотрев спектакль «Рассказ собаки». И все – в слезах. Гардеробщица спрашивает меня: «Почему они плачут?». Своим ответом я поделюсь и с вами.
Но сначала предыстория. Спектакль поставлен петербургским режиссёром Алексеем Смирновым. В своих интервью он рассказывал, что любит заниматься двумя видами театра: «детской скорби» и «адского веселья».
Поэтому ничего удивительного, что он выбрал именно это произведение Марка Твена – единственный его печальный рассказ, история о безоговорочной преданности и предательстве.
Спектакль рассказывает о жизни собаки Эйлин – с момента рождения и до обретения рая, двери которого открылись благодаря собачьей самоотверженности и вере в человека.
На сцене мы видим главную героиню – роль собаки в шапке со смешными ушами в живом плане играет одна актриса (Евгения Пухова). «Отец мой — сенбернар, мать — колли, а я пресвитерианка», - говорит она о себе.
Эйлин рассказывает, как жила с мамой, о нравственных ценностях, что та дала ей: «Надо заботиться не о своем спасении, а идти навстречу беде, грозящей другу или недругу, кому бы то ни было, бросаться на помощь, не задумываясь над последствиями», - эту фразу она запомнила на всю жизнь.
Собака попала в дом ученого. Во время пожара, помня наставления матери, она спасла ребенка хозяина, но по ошибке ее несправедливо наказывают за это.
Спектакль поставлен по принципу соединения театра теней и моноспектакля. Воспоминания Эйлин отображались тенями на подвешенных панелях со своеобразными узорами и рисунками. Самые ранние воспоминания о детстве возникали на панелях в глубине сцены, в середине – ключевые моменты (к примеру, рождение щенка Эйлин), самые важные – ближе к ее краю.
Рисунки на панелях тоже имели свое значение. Так, сад изображался извитыми, путанными «ветвями», создавая образ запущенного и искаженного пространства. Единственное, что осталось для меня загадкой, так это лаборатория-«жук».
Иногда панели, в зависимости от эмоций Эйлин, приобретали цвет: так, воспоминание о первой любви было подсвечено красным светом, цветом страсти, а страх проецировался синим.
Весь свой рассказ героиня находилась на авансцене, будто между жизнью и смертью, словно зритель наблюдает выражение: "Вся жизнь перед глазами пронеслась". В финале Эйлин слышит голос матери, что зовёт в рай.
Почему же она заслужила место в раю? Такой вопрос не может возникнуть, поскольку мысль спектакля ясна. Иногда люди бессердечны, а животные, напротив, имеют огромное сердце. Это сердце способно спасти ребёнка от пожара, способно простить клевету, способно верить в человечность до конца. А способны ли на это люди?
Ученый - хозяин Эйлин - ради эксперимента убивает ее щенка. "Ты спасла его ребёнка, а он твоего не пощадил", - сказал садовник, зарывая мёртвое тело. Словом, и тогда главная героиня верила, что её сын оживёт и станет чем-то прекрасным, как цветок... Эта вера и надежда собаки в людей, которая не имеет смысла, трогает зрительские сердца.
Именно поэтому после спектакля все зрители ушли со слезами на глазах: многим захотелось, чтобы вера Эйлин в людей оправдалась. А театр кукол "Сказка" снова доказал, что их репертуар не только для детей, но и для взрослых.
Такие спектакли - редкость в современном театре. К сожалению, не все постановки способны вызвать настоящие эмоции, а исключения являются "ограненным бриллиантом". И этот «бриллиант» может заполучить каждый зритель, посмотревший спектакль о собаке, которая заслуживает место в раю.
Екатерина Фиденева,
Студентка 1 курса РАНХиГС, направление «Медиакоммуникации».