Евгений Александрович Виноградов - главный художник по свету Московского театра «Ленком», мастер курса «Художник-технолог по сценическому свету» Школы-студии МХАТ
- Евгений Александрович, скажите, пожалуйста, где в России обучают профессии «художник по свету»?
- Только в Москве и Санкт-Петербурге.
В Школе-студии МХАТ в 2019 был открыт первый очный курс художников по свету. Также профессии обучают в Высшей школе сценических искусств – там есть кафедра освещения.
В питерском РГИСИ есть факультет сценографии – там можно обучиться по специальности «Художник-технолог по сценическому свету».
- Почему вас называют именно художниками по свету?
- Художник по свету отличается от осветителя тем, что предлагает решения и картинку для сценографии, вносит коррективы, если настроение сцены должно быть трагическим или весёлым.
- Как Вы поняли, что хотите стать художником по свету?
- Я это понял, когда мне сказали: «Лучше не становиться актёром, это зависимая профессия, не всегда будет работа, не всегда будут интересные роли…».
Но театр был мне интересен всегда. В школе я занимался в театральном кружке, рисовал для спектаклей декорации и афиши. И поэтому решил попробовать пойти в роли осветителя.
Сначала отучился в театральном художественно-техническом колледже. Поработал в театрах осветителем. После армии пошел в Школу-студию МХАТ к мастеру – великому художнику по свету Дамиру Исмагилову. Это главный художник по свету в Большом театре.
У него я обучился непосредственно художественной части, а не только тому, как настраивать осветительные приборы.
- Где черпаете вдохновение?
- Иногда подсматриваем что-то у коллег, обмениваемся мнением и опытом.
Большая часть сценографов приходит с готовой художественной концепцией, которая базируется на живописных техниках. Знание выдающихся художественных произведений тоже очень важная составляющая для любого художника.
- Есть ли какие-то великие художники по свету, которые Вас восхищают?
- Считаю одним из своих учителей чешского сценографа и художника по свету Йозефа Свободу.
Он прожил очень долгую жизнь. Начинал свою творческую деятельность в послевоенные годы в Праге. Он не только придумывал концепцию для освещения спектакля, но и сам делал световые аппараты, одним из первых догадался встраивать видеопроекцию, которую сам же и создавал, в сценическое пространство. У него была феноменальная работоспособность, он мог выпустить за год более десяти премьер по всему миру.
Приятно думать, что мы неким образом продолжатели его дела.
- Вы много лет в профессии, наблюдаете за ее изменениями. Можете назвать основные перемены?
- С точки зрения технологий изменилось много всего. Источники света: сначала были лампы-колбы, которые при юстировке приходилось в определённых аппаратах поворачивать, чтобы они точно вставали по оптической оси. Потом мы перешли на зарубежную аппаратуру, где лампы были другими: меньше, но более яркими и мощными.
Потом появились диодные источники, приборы с возможностью поворота и изменения направления луча, изменения формы. Сейчас все прогрессирует -видеопроекторы встроены уже в световые корпуса, которые также могут менять направление, менять пространство как угодно и вносить даже что-то наподобие голографии.
Приятно жить в столь современное время, хотя нужно постоянно пытаться успевать за новой информацией.
- Новые технологии облегчают или усложняют работу художника по свету?
- Стало проще создавать интересные эффекты, но в то же время сложно запрограммировать приборы на определённые свойства. А вот переходы от одного цвета в другой и прочие вещи - это стало проще и быстрее.
- Получается, нужно постоянно заниматься самообразованием?
- Да, абсолютно. Хорошо, что программами дополнительного обучения сейчас занимаются в разных регионах России и в этом заинтересовано государство, Союз театральных деятелей.
Очень важно, чтобы региональные художники, проживающие в отделенных и маленьких городах, имели возможность получить дополнительное образование, знакомиться с более опытными коллегами и перенимать у них знания.
- У Вас есть правило номер один в профессии?
- Наверное, не проспать первую монтировку. А то без тебя сделают все неправильно.
- Какой совет Вы могли бы дать начинающим художникам по свету?
- Как можно больше смотреть. Например, подписаться на канал Mezzo - французский музыкальный канал, который показывает музыкальные постановки со всего мира. Качество съёмок там очень хорошее. Если что-то понравилось из театральных постановок – попытаться воссоздать такой же эффект, исходя из своих технических возможностей. Пробуйте, экспериментируйте, выбирая самые лучшие варианты.
- Вы смотрели спектакль «Паша» театра кукол «Сказка». Поделитесь впечатлениями.
- Во-первых, поразительная стилистика. Все привыкли, что театр кукол – это когда куклы тростевые, планшетные. А здесь они совсем иные.
В тексте я услышал некоторые отсылки к Венедикту Ерофееву, Довлатову и подобным прекрасным русским авторам 20-го века. Приятно смотреть на молодой состав артистов, наблюдать, как им интересно играть, как они чувствуют себя в своих ролях. Есть соединение драматического и кукольного театра и это прекрасно.
Во-вторых, если говорить о стилистике световой подачи, то здесь много «актерского» света, когда художник по свету играет резкими лучами, ставит световые акценты. Приятно видеть такие новаторские ходы именно в театре кукол.